Турок и другие.

Немецкий писатель-романист Эрнс Теодор Амадей Гофман в 1814 году создал новеллу "Автомат", вошедшую в цикл "Серапионовых рассказов". "Автомат-прорицатель" Гофмана внешне выглядел точной копией "Турка"- шахматного автомата, созданного талантливым венгерским механиком- изобретателем Фаркашем Кемпеленом ( более известным как Вольфганг фон Кемпелен, придворный советник австрийской императрицы Марии Терезии).Фантазией автора кемпеленовский "Турок" был преобразован в некого властителя судеб,игравшего фигурами-людьми на доске жизни.
Нужно сказать, что к тому времени о "Турке" уже было написано не менее двух десятков книг, причем некоторые авторы видели (или притворялись, что видели) в нем подтверждение существования "необьяснимых"," магических" и т.п. явлений. Между тем ларчик открывался если не просто, то уж во всяком случае, без участия каких бы то ни было потусторонних сил.
Возле комода длиной немногим более метра, высотой 90 см и шириной 60 см восседала механическая фигура в человеческий рост, одетая в богатый турецкий наряд, с тюрбаном на голове, правая рука фигуры была вытянута вперед по поверхности комода, левая же лежала на подушке в согнутом положении. Перед "Турком" на комоде стояла шахматная доска. Две дверцы вели соответственно в большое и маленькое внутренние отделения. В малом отделении находились колеса, зубцы и цилиндры сложного механизма. Перед началом демонстрации изобретатель открывал дверцы, чтобы показать, что внутри никто не скрывается. Весь аппарат был установлен на роликах и передвигался по комнате, чтобы устранить подозрения по поводу возможности соединения нижней доски с полом. Как только кто-либо из присутствующих выражал желание сыграть с автоматом, демонстратор длинным ключом заводил механизм. Глаза "турка" тотчас же устремлялись на доску, а затем он поднимал руку, цепко схватывал фигуру или пешку и переставлял ее на нужное поле. Когда "турок" делал шах королю, он кланялся троекратно, а в отношении ферзя- дважды.
Когда Кемпелену приходилось по требованию "царственных особ" посвящать их в тайну своего автомата, он разом открывал обе дверцы комода и... вместо колес, зубцов и цилиндров внутри оказывался живой человек, который сидел на низеньком движущемся табурете в довольно неудобном положении с карманными шахматами в руках.
Комод был устроен так, что при одной закрытой дверце ( а обе сразу демонстратор никогда не открывал) находившийся внутри человек успевал спрятаться. Когда же дверцы закрывались, он снова садился на свой табурет. Достаточно было 2-3 репетиций, чтобы отработать технику быстрых и бесшумных передвижений внутри автомата.
Ну а каким образом спрятанный внутри игрок узнавал о ходах противника?
Доска на комоде имела обратную сторону, и внутри автомата на каждом из ее полей было приделано по маленькому чувствительному коромыслу. Фигуры же, которыми "Турок" якобы играл с противниками, были сильно намагничены. Наблюдая за движениями коромысел, спрятанный оператор без труда определял, какая фигура перемещалось на доске и на какое поле, после чего воспроизводил сделанный противником ход на своих карманных шахматах. Затем он делал ответный ход, приводя в движение сложную систему рычагов и передач.
Среди здравомыслящей части зрителей, не склонной к мистике, по поводу "Турка" высказывались различные точки зрения: одни считали, что речь идет о настоящем автомате; другие полагали, что он управляется на расстоянии; наиболее подготовленные в научном отношении подозревали, что внутри аппарата скрывается человек, но где он прячется, как делает ходы и каким образом обнаруживает ходы противника, объяснить не могли. Лишь в конце 80-х годов 18-го века немецкий барон И. Ф. Ракниц взял на себя смелость опубликовать предполагаемую схему "Турка". Ему удалось проникнуть в две тайны автомата: определить, что рука человеческой фигуры приводится в движение с помощью пантографического устройства, и сообразить, что в автомате используется хитроумная система магнитов. Однако Ракниц ошибочно считал, что роль оператора в "Турке" может выполнять лишь карлик или маленький мальчик. Только в 1820 году, когда автомат уже находился во владении немецкого механика и музыканта Иоганна Непомука Мельцеля(изобретателя метронома),английский ученый Р. Уиллис доказал, что в нем может незаметно прятаться и взрослый человек. Таким образом, все загадки "Турка" получили вполне реалистические объяснения, однако в то время ни у кого еще не было полной уверенности, что все эти объяснения соответствуют действительному положению вещей.
В 1827 году, когда Мельцель гастролировал с "Турком" в Америке, двое подростков, забравшись на крышу соседнего дома, подглядели, как после представления из аппарата вышел оператор, однако, когда сообщение об этом появилось в печати, публика решила, что Мельцель сам распространил его... с целью рекламы.
В 1834 году один из операторов "Турка" Жан-Франсуа Мурэ, страдавший неизлечимым алкоголизмом, продал все его секреты парижским газетчикам, чтобы приобрести немного денег для удовлетворения своей пагубной страсти. Однако, вследствие несовершенства тогдашних средств связи, эти сведения, видимо, не дошли до Америки. И лишь знаменитая статья Эдгара По "Игрок в шахматы Мельцеля", написанная два года спустя, нанесла "Турку" смертельный удар, хотя. строго говоря, статья эта почти ничего не содержала нового и ошибочно трактовала многое из того, что уже получило ранее правильное объяснение на страницах печати.
После смерти Мельцеля в 1838 году "Турок" попал в китайский музей Филадельфии, где в 1854 году стал жертвой пожара.
При Кемплене, умершем в 1804 году, "Турок" демонстрировался довольно редко, и, хотя проиграл партии великому Филлидору и двум его ученикам (Бернару и Вердони),все же проявил свою шахматную силу достаточно убедительно. Кто выступал в то время в роли оператора, осталось невыясненным. При Мельцеле же эту роль выполняли в разное время И.Альгайер(он играл в 1809 году с Наполеоном и, когда французский император в третий раз умышленно сделал неправильный ход, гневно сбросил фигуры с доски),А.Александер,Ж.Бонкур, В.Шлюмбергер, У .Льюис и уже упоминавшийся Ж.-Ф.Мурэ(внучатый племянник Филидора, одно время занимавший должность шахматного наставника при наследнике французского престола).
Сам Кемпелен относился к "Турку", как к простой забаве, придавая гораздо большее значение другим своим изобретениям(паровой рычаг, пишущий прибор для слепых, говорящая кукла и т.д.),а также литературным произведениям(например, трагедии "Персей и Андромеда").
Однако прославил его именно шахматный автомат, воспетый во многих произведениях литературы и искусства- от водевиля "Игрок в шахматы", поставленного в 1801 году в Париже, до кинофильма под тем же названием, поставленного в 1938 году французским режиссером Жаном Ореви.

На смену "Турку" пришел другой шахматный автомат "Аджиб", сконструированный в 1868 году английским механиком Чарльзом Альфредом Хупером. Принцип мистификации оставался прежним, хотя место магометанила в тюрбане занял смуглый индус,который сидел на подушке, покрывающей большой ящик. "Аджиб"(в нем с 1898 года оперировал Г.Пильсбери),пережил множество приключений начавшихся после того, как Хупер отправился с ним в 1885 году на гастроли в Америку.
Сначала изобретателю приходилось разоблачать местных "фальшивоавтоматчиков", создавших поддельные варианты "Аджиба". Затем некий техасец, проиграв автомату партию, в сердцах разрядил в него кольт и ранил оператора(пострадавшим оказался американский мастер К.Ф.Буриль).
Для того, чтобы обезопасить "Аджиба" от всякого рода "неприятностей", его новый владелец,(это было уже в 1936 году в Канаде) Фрэнк Фрэйн, отличавшийся повышенной набожностью, решил "освятить" его в одной из церквей Квебека. Увы, автомат был похищен после этого неизвестными злоумышленниками и бесследно исчез.
Следующим был шахматный автомат (точнее псевдоавтомат)"Мефистофель". Он считается самым совершенным из когда-либо демонстрировавшихся устройств подобного рода. В отличие от "Турка" и "Аджиба", в которых игрок скрывался внутри, "Мефистофель" приводился в движение оператором из соседней комнаты электромеханическим путем. Его создатель Гумпель, будучи талантливым изобретателем и широко образованным человеком(ему принадлежало несколько трудов по различным областям медицины и многочисленные патенты, в том числе патент на электродвигатель для кораблей),отнюдь не преуспел в сфере бизнеса. Открытое им кафе "Шахматный кабинет Мефистофеля", в котором каждый посетитель имел возможность сесть за доску с автоматом, быстро прогорело. Именно это и предсказал Гумпелю самый первый смельчак, скрестивший шахматное оружие с "Мефистофелем". "Имейте в виду, -предупредил он, -что люди не для того приходят в кафе, чтобы их там за их собственные деньги обыграла в шахматы дьявольская машина". После того как кафе обанкротилось, разочарованный Гумпель демонстрировал "Мефистофеля", так и не раскрыв никому точного механизма его действия.
Было бы несправедливо не упомянуть здесь о шахматном автомате, так сказать, "без обмана". Речь идет об электромагнитном устройстве, изобретенном в конце 19-го столетия испанским ученым Леонардо Торрес и Кеведо и до сих пор функционирующем в Политехническом музее Мадрида. Этот автомат разыгрывает лишь простейший эндшпиль: король и ладья против одинокого короля- не потому, что "торрес" по-испански означает "ладьи", как это полагают некоторые историки, а потому, что существуют точные правила матования и машина, построенная по принципу классической механики, имеет возможность с помощью настоящей программы избрать кратчайший путь к намеченной цели. "Электромагнитный шахматист" всегда играет белыми и сам передвигает своего короля или ладью благодаря сложному механизму, скрытому под металлической шахматной доской. Этот автомат был оснащен громкоговорителем, который в ответ на умышленно ошибочный ход противника произносит: "Я тебя презираю и не желаю больше с тобой играть". После чего машина сбрасывает с доски фигуры. Кроме того, громкоговоритель аккуратно возвещает каждый "шах королю", а в заключение торжественно объявляет сопернику мат.
В 1951 году на всемирном конгрессе физиков в Париже, где сын изобретателя Гонсалес Торрес и Кеведо демонстрировал "электромагнитного игрока в шахматы" основоположник кибернетики Норберт Виннер несколько раз вступал с ним в безнадежную схватку, шутливо замечая, что хочет дать классической механике возможность в последний раз одержать верх над современной физикой.

Хостинг от uCoz