Турок и другие.Немецкий писатель-романист Эрнс Теодор Амадей Гофман в 1814 году создал новеллу "Автомат", вошедшую в цикл "Серапионовых рассказов". "Автомат-прорицатель" Гофмана внешне выглядел точной копией "Турка"- шахматного автомата, созданного талантливым венгерским механиком- изобретателем Фаркашем Кемпеленом ( более известным как Вольфганг фон Кемпелен, придворный советник австрийской императрицы Марии Терезии).Фантазией автора кемпеленовский "Турок" был преобразован в некого властителя судеб,игравшего фигурами-людьми на доске жизни. |
На смену "Турку" пришел другой шахматный автомат "Аджиб", сконструированный в 1868 году английским механиком Чарльзом Альфредом Хупером. Принцип мистификации оставался прежним, хотя место магометанила в тюрбане занял смуглый индус,который сидел на подушке, покрывающей большой ящик. "Аджиб"(в нем с 1898 года оперировал Г.Пильсбери),пережил множество приключений начавшихся после того, как Хупер отправился с ним в 1885 году на гастроли в Америку.
Сначала изобретателю приходилось разоблачать местных "фальшивоавтоматчиков", создавших поддельные варианты "Аджиба". Затем некий техасец, проиграв автомату партию, в сердцах разрядил в него кольт и ранил оператора(пострадавшим оказался американский мастер К.Ф.Буриль). Для того, чтобы обезопасить "Аджиба" от всякого рода "неприятностей", его новый владелец,(это было уже в 1936 году в Канаде) Фрэнк Фрэйн, отличавшийся повышенной набожностью, решил "освятить" его в одной из церквей Квебека. Увы, автомат был похищен после этого неизвестными злоумышленниками и бесследно исчез. Следующим был шахматный автомат (точнее псевдоавтомат)"Мефистофель". Он считается самым совершенным из когда-либо демонстрировавшихся устройств подобного рода. В отличие от "Турка" и "Аджиба", в которых игрок скрывался внутри, "Мефистофель" приводился в движение оператором из соседней комнаты электромеханическим путем. Его создатель Гумпель, будучи талантливым изобретателем и широко образованным человеком(ему принадлежало несколько трудов по различным областям медицины и многочисленные патенты, в том числе патент на электродвигатель для кораблей),отнюдь не преуспел в сфере бизнеса. Открытое им кафе "Шахматный кабинет Мефистофеля", в котором каждый посетитель имел возможность сесть за доску с автоматом, быстро прогорело. Именно это и предсказал Гумпелю самый первый смельчак, скрестивший шахматное оружие с "Мефистофелем". "Имейте в виду, -предупредил он, -что люди не для того приходят в кафе, чтобы их там за их собственные деньги обыграла в шахматы дьявольская машина". После того как кафе обанкротилось, разочарованный Гумпель демонстрировал "Мефистофеля", так и не раскрыв никому точного механизма его действия. Было бы несправедливо не упомянуть здесь о шахматном автомате, так сказать, "без обмана". Речь идет об электромагнитном устройстве, изобретенном в конце 19-го столетия испанским ученым Леонардо Торрес и Кеведо и до сих пор функционирующем в Политехническом музее Мадрида. Этот автомат разыгрывает лишь простейший эндшпиль: король и ладья против одинокого короля- не потому, что "торрес" по-испански означает "ладьи", как это полагают некоторые историки, а потому, что существуют точные правила матования и машина, построенная по принципу классической механики, имеет возможность с помощью настоящей программы избрать кратчайший путь к намеченной цели. "Электромагнитный шахматист" всегда играет белыми и сам передвигает своего короля или ладью благодаря сложному механизму, скрытому под металлической шахматной доской. Этот автомат был оснащен громкоговорителем, который в ответ на умышленно ошибочный ход противника произносит: "Я тебя презираю и не желаю больше с тобой играть". После чего машина сбрасывает с доски фигуры. Кроме того, громкоговоритель аккуратно возвещает каждый "шах королю", а в заключение торжественно объявляет сопернику мат. В 1951 году на всемирном конгрессе физиков в Париже, где сын изобретателя Гонсалес Торрес и Кеведо демонстрировал "электромагнитного игрока в шахматы" основоположник кибернетики Норберт Виннер несколько раз вступал с ним в безнадежную схватку, шутливо замечая, что хочет дать классической механике возможность в последний раз одержать верх над современной физикой. |